Консалтинг
 
 
 
 
Последнее обновление
11 декабря 2017 г.
RSS RSS-лента

     
 
Разработка бизнес-планов, ТЭО, финансовые модели (расчеты).
Профессионально, адекватные цены. тел. 8-928-902-45-91
Интервью с бизнес-консультантом Юлией Алифиренко.

-- Юлия Валерьевна, недавно, совместно с Южной софтверной компанией, Вы читали семинар посвященный "Управленческому учету" о котором, ещё несколько лет назад и не знал никто. Как Вы оцениваете прошедший семинар с позиции специалиста в этой области? Что Вас удивило, огорчило, обнадежило?

-- Управленческий учет сегодня переживает определенный интерес со стороны коммерческих компаний. Знаете, сегодня компании, наконец, подошли к тому этапу, когда они начинают понимать, что учет нужно строить по определенным правилам, законам. Причем делать это надо аккуратно и грамотно. Интересно, что учетом интересуются те, кто уже имеют систему учета, построенную своими силами. Руководители рассуждают так: "зачем изобретать велосипед? Я возьму готовую программу, в ней уже все учтено. Под нее и с ее помощью и будем строить учет на предприятии". Только по прошествии нескольких лет оказывается, что программа не учитывает определенные нюансы, особенности именно этого бизнеса, в программе нет возможности развития, и система учета из помощника в ведении бизнеса превращается в обузу, в тормоз для фирмы. Менеджеры жалуются на "неправильную программу". Только это не программа "неправильная", а подход к внедрению системы учета. С самого начала система строится с ошибками, которые дадут о себе знать только через довольно длительный промежуток времени. Очень многие предприятия сталкиваются с этой проблемой. И семинар показал, что сейчас предприятия готовы применять правильный путь построения учета. Многие сначала пытаются ставить цели, пытаются понять, какие задачи должна решать система учета, а уже потом выбирать программное обеспечение. Жаль только, что это понимание является результатом собственных проб и ошибок.

-- Я согласен с Вами в том, что российские компании в процессе внедрения управленческого учета совершают массу ошибок, начиная от выбора программы и заканчивая трактовкой полученных результатов. На Ваш взгляд, почему так происходит?

-- Все очень просто. Это происходит из-за того, что при постановке учета на фирме телега ставится впереди лошади. Сначала выбирают программу, потом пытаются с помощью уже имеющихся программ собрать данные хотя бы в едином формате, а потом думают об отчетах. Т.е. нарушена сама технология постановки учета. Ведь эта деятельность требует такого же профессионального подхода, как и любая другая. А у нас постановкой учета в фирме может занимать любой. Если собрать полный список, кто занимается этими вопросами, то становится просто смешно. Непрофессионализм - это первая причина. Вторая - неправильная постановка задачи для системы учета. Я не разу не сталкивалась, чтобы руководитель и менеджеры могли толково объяснить, для чего на этом предприятии нужен учет. Это при том, что учет управленческий и строится именно для руководства компании. Без постановки цели невелика вероятность ее достижения. Таким образом, еще до выбора программного обеспечения должна быть проделана большая работа, результаты или ошибки которой будут видны только тогда, когда вся система заработает. Так что нетрудно представить цену такой ошибки. Чтобы этого избежать, нужен просто профессиональный и комплексный подход к задаче постановки учета на предприятии.

-- Вы сказали, что "не разу не сталкивалась, чтобы руководитель и менеджеры могли толково объяснить, для чего на предприятии нужен учет", а действительно, для чего он нужен? Ведь работали предприятия годами, что-то считали и как-то обходились без этого?

-- Мы говорим об управленческом учете. Он нужен для того, чтобы управлять компанией, чтобы принимать обоснованные управленческие решения. Ранее, еще до перестройки, на предприятиях учет нужен был лишь для того, чтобы отчитаться по планам, спускаемым с верху. Когда появились частные предприятия, все старое было отвергнуто. Не нужно было планирование, не нужен учет. Позже вернулись к пониманию необходимости планирования деятельности. Следовательно, нужен учет и для целей планирования. Управленческий учет стал возрождаться, но по кусочкам. Кто-то вспоминал, как это было раньше, кто-то перенимал опыт соседей. А кто-то и до сих пор работает без учета деятельности, т.е. "вслепую". Так что учет строится, но строится без учета своих целей, особенностей, структурных отличий, без понимания важности роли, которую он играет на предприятии.

-- Известно, что постановка управленческого учета дело непростое, довольно продолжительное по времени и главное, как программное обеспечение, так и услуги по самой постановке учета стоят тысячи долларов. Постановку управленческого учета на предприятии, можно отнести к инвестициям в нематериальные активы, а раз это инвестиции, то, по Вашему мнению, в какой срок они окупятся и окупятся ли вообще? Как можно посчитать "экономический эффект" от внедрения?

-- Вопрос хороший, но подробный содержательный ответ - это тема отдельного разговора. Вложения в учет конечно можно отнести к инвестициям. Но сроки окупаемости, как и по любым инвестиционным вложениям, зависят от множества факторов, и оценить их можно только в каждом конкретном случае. Но сделать это при желании вполне реально. Положительный эффект можно получить только в случае "правильного" внедрения. В идеале, управленческий учет дает возможность предприятию развиваться. После запуска системы, при правильном использовании полученного ресурса, в течении года происходит либо рост объемов продаж, причем управляемый рост. Либо увеличивается отдача на вложенный капитал.

-- Внедрение управленческого учета - неизбежный шаг для любого предприятия, вне зависимости от того "малое" оно или "большое" или могут быть исключения?

-- Управленческий учет нужен на любом предприятии. Вопрос лишь в том, как его организовать и какими средствами. И хорошо, когда управленческий учет растет и развивается вместе с предприятием. Кризис наступает тогда, когда руководство спохватывается и начинает задавать вопросы о внутренней деятельности, появляются попытки собрать отчетность, а получить оперативно информацию нет возможности. В этом случае решение "застарелых" проблем будет для предприятия дорогим в финансовом плане и сложным при внедрении изменений. Но только решив эту проблему возможно дальнейшее развитие.

-- Что бы Вы посоветовали руководителям предприятия, решившимся на такой "непростой" шаг, как постановка управленческого учета на своем предприятии (или группе предприятий)?

-- Главное, что хочется пожелать, это понимание важности и сложности этого мероприятия. Это событие должно стать основным по важности из того, что происходит. Соответственно должно быть уделено много вниманию этим процессам со стороны первого лица предприятия. Тогда в результате предприятие перейдет на качественно новый, более высокий уровень развития.

-- Как с Вами можно связаться?

-- E-mail: yual@yahoo.com

Вопросы задавал Аллавердян Валерий.