Консалтинг
 
 
 
 
Последнее обновление
11 декабря 2017 г.
RSS RSS-лента

     
 
Разработка бизнес-планов, ТЭО, финансовые модели (расчеты).
Профессионально, адекватные цены. тел. 8-928-902-45-91
Интервью с Е. Лариной, генеральным директором ООО "Персоналинвест".

Конкурентная разведка в России

 

На вопросы автора сайта отвечает Ларина Елена Сергеевна, генеральный директор ООО "Персоналинвест",  член Сообщества Практиков Конкурентной Разведки.

сайт: www.hrazvedka.ru

 

 

--- Елена Сергеевна, если слово «разведка» достаточно давно вошло в нашу жизнь как историческое явление и ассоциируется в основном с работой советских разведчиков в предвоенные, военные и послевоенные годы, то конкурентная разведка в России, как вид деятельности, направление новое, но набирающее силу. Не могли бы Вы рассказать о становлении конкурентной разведки в России, от возникновения до наших дней?

 

--- Было бы неправильно считать, что разведка в России началась с создания ЧК. Первое официальное разведывательное управление появилось в структуре Министерства иностранных дел при Александре I. Тогда же была создана, по свидетельству зарубежных историков, лучшая контрразведывательная служба мира своего времени - Собственная Его Императорского Величества канцеля́рия во главе с боевым генералом-дипломатом графом Бенкендорфом. С российской внешней разведкой и контрразведкой сотрудничали многие известные люди, в т.ч. А. С.Пушкин, И. С. Тургенев, Ф. И. Тютчев и многие другие. Более того, есть основания полагать, что элита военной разведки, подчиненная непосредственно Генштабу, сыграла существенную роль в Октябрьской революции 1917 года.

Естественно, что на протяжении всей истории хозяйствования, «люди дела» брали на вооружение методы разведки и контрразведки. Все, наверное, слышали про тамплиеров или Ротшильдов, которые активно практиковали методы бизнес-разведки. Но мало кто знает, что специальные группы, занимавшиеся, по сути, деловой разведкой, были у знаменитого рода Строгановых и большинства крупных старообрядческих торговых сетей. 

С началом строительства в России «дикого» капитализма практически перед всеми людьми, открывшими свое дело, возникла проблема выживания в среде многочисленных криминальных группировок, «подмявших» под себя страну в начале 90-х. Параллельно, в результате бездумных, если не сказать сознательно вредительских реформ Гайдара и его команды, значительная часть высококвалифицированных специалистов из правоохранительных органов лишилась работы в государственных структурах. Они и взяли на себя защиту бизнеса от бандитского «беспредела». Таким образом, в России деловая разведка зародилась в недрах службы экономической безопасности, которым приходилось заниматься не только законными, но и нелегальными операциями, связанными с противодействием криминалу, а иногда и «крышевавшим» криминал госчиновникам.

Однако, со временем ситуация менялась. С одной стороны, постепенно росла дееспособность силовых структур, ограничивающих «беспредел» бандитов, а с другой стороны, часть бандитов, также как век назад в Америке, перешла в легальный бизнес. Параллельно с этим происходила дифференциация служб безопасности на подразделения экономической безопасности и деловой разведки.

В 90-е годы и в начале нулевых опыт и знания в области бизнеса Россия в основном импортировала из Америки, поэтому и деловую разведку стали называть на американский манер - конкурентной разведкой. Конкурентная разведка впервые появилась в США как особый вид деятельности в 80-е гг. прошлого столетия. За океаном она возникла как своего рода дополнение маркетинга в связи с тем, что традиционный маркетинг, не мог в полной мере решать вновь появляющиеся насущные задачи бизнеса. Собственно, в Америке первое поколение конкурентных разведчиков, как и в России, составили отставники спецслужб. И лишь потом, в нулевые годы, в конкурентную разведку пришли люди, получившие соответствующее образование и специализацию  в области менеджмента, маркетинга, продаж, бизнес-аналитики и т.п., никогда ранее в государственной разведке не работавшие.

Надо отметить, что в России конкурентная разведка не копировала слепо американские образцы, а исходила из российских реалий, которые в значительной мере отличаются от американской деловой жизни и далеки от модели абстрактного рынка Адама Смита.

Изначально работа российской деловой разведки представляла собой деятельность, связанную с добычей, обработкой, анализом информации и подготовке на этой основе рекомендаций для лиц, принимающих решения. В ходе этой работы использовался тот арсенал технологий, который был накоплен в российской государственной разведке. Деловая разведка была и есть делом частных компаний осуществляется в строгом соответствии с законами РФ. В этом смысле она кардинально отличается от промышленного шпионажа.

Кстати, как не дико это звучит, промышленный шпионаж тоже не является сугубо «нехорошим» делом. Только заниматься им должны не частные компании, а государственные структуры либо частные компании под государственным прикрытием. Ни для кого не секрет, что значительная часть впечатляющих научно-технических достижений Китая была связана именно с промышленным шпионажем. Сейчас об этом говорят сами китайцы, на эту тему появилось значительное число открытых публикаций в СМИ. Но еще раз повторю, - это дело государственное.

В литературе и на просторах Рунета можно встретить самые разнообразные наименования разведки - конкурентная, деловая, бизнес-разведка. По сути, это одно и то же, - не более, чем игра в синонимы. Но хотела бы обратить внимание на интересное обстоятельство: несмотря на значительный прогресс в развитии конкурентной разведки в России, мы по-прежнему отстаем от запада. Согласно недавнему опросу крупнейшего портала работ Superjob, в России лишь около 20% компаний используют методы конкурентной разведки. Для сравнения, в США этот показатель составляет около 70%, а в Германии более 40%.



--- Елена Сергеевна, говоря об итогах опроса,  Вы упомянули, что лишь 20% Российских компаний используют методы конкурентной разведки. В зарубежных странах этот показатель значительно выше (хотя разница между Германией и США достаточно велика). С чем связан такой разброс? Можно ли сказать, что задачи стоящие перед российскими и зарубежными предприятиями имеют существенные различия и, в связи с этим, они решаются каким-то иным, например, административным способом. Или имеют место другие факторы?

--- Хочу развеять иллюзии относительно того, что у нас все решают чиновники, а в Америке - свободный рынок. В Америке, с ее чрезвычайно разветвленной системой государственных грантов, субсидий и дотаций, чиновники решают не меньше, а зачастую больше, чем в России. Поэтому крупные и мелкие компании, также как и у нас, ищут к американскому чиновнику свои подходы. Что касается разницы в цифрах, то это связано со следующим.

 

Существует легенда, что Америка давно уже ничего не производит. Это неправда. Америка остается производящей страной. Другое дело, что главный акцент переместился с производства материальных ценностей на производство знаний, технологий, инженерных решений и т.п. Любое производство требует значительных вложений средств. А чтобы их вкладывать, необходимо минимизировать риски и быть хорошо осведомленным об особенностях деловой среды и планах конкурентов. Отсюда и высокие  американские показатели применения конкурентной разведки в бизнесе.

 

Что касается российского бизнеса, то за исключением сферы IT, в своей массе он носит, прямо или косвенно, торгово-посреднический характер. Даже производство в России - это в основном сборка из готовых импортированных узлов. В торговле риска всегда меньше, а соответственно и меньше потребности в точном понимании деловой среды и намерений конкурентов. Отсюда более низкие показатели России.



--- Тем не менее, Российская конкурентная разведка существует и развивается как факт. Какие же основные задачи стоят перед ней, и какие тренды наметились в последние годы?

 

--- Когда упоминают слово тренды, то мне так и хочется сказать, что все тренды ушли в бренды. Тем более, что это не столь уж далеко от истины. Сегодня есть две главных сферы, где активно используется конкурентная разведка. Первая сфера - промышленный маркетинг. Если web маркетинг и маркетинг потребительских товаров ушли в чистую психологию, то маркетинг в реальном секторе вынужден иметь дело с деловой средой, конкурентами, контрагентами, а не только толпами однотипных клиентов. Соответственно, те российские компании, которые могут себе это позволить по финансовым ресурсам и практически все зарубежные компании, занимающиеся в России тем или иным производством, держат в своих маркетинговых отделах специалистов по конкурентной разведке. Вторая сфера - это аналитическая поддержка принятия решений высшим руководством компаний. Практически во всех крупных российских компаниях, не говоря уже о холдингах, имеются хорошо укомплектованные аналитические подразделения, основной состав которых составляют аналитики и разведчики. Бедой же российского бизнеса является то, что в отличие от всего остального мира, конкурентная разведка используется у нас только крупным и небольшой частью разросшегося среднего бизнеса.

 

--- А если ещё учесть тот факт, что большое количество крупных российских компаний/холдингов имеют заокеанских учредителей/собственников, то ситуация складывается следующая: лучшие российские специалисты в области конкурентной разведки (и не только), работая на них, прямо или косвенно помогают этим компаниям вытеснять российских или менее удачливых зарубежных производителей с рынков (прежде всего российского). В конечном итоге, помогают им зарабатывать прибыль, которая в дальнейшем конвертируется и выводится за пределы России. Как Вы считаете, если отбросить такие факты и штампы, как «единый мировой рынок», «международная система разделения труда» и прочие, будет ли правильной следующая формулировка: ведущие специалисты, работающие на транснациональные компании (и компании с зарубежным капиталом) в России – в конечном итоге наносят ей вред (читай, экономический ущерб)?

 

--- Не согласна практически со всем. Прежде всего, не согласна по той причине, что как только в 90-е гг. Россия вошла в мировую систему хозяйствования, избегать таких слов, как международное разделение труда и проч. не представляется возможным. Только непосвященная публика верит, что многое поменялось со вступлением России в ВТО. На самом деле вступление в ВТО лишь оформило процессы, которые начались 20 лет назад. Соответственно быть в мировой системе хозяйствования и не быть в ВТО – это вообще-то нонсенс. Те же, кто рассказывает о том, что ВТО убьет промышленность, мягко говоря, обманывают неподготовленных людей. Тем более, что сами они активно ведут производство, пользуясь благами ВТО в Канаде и ряде других стран. С высокотехнологичной промышленностью покончило не ВТО, а 20-тилетие капитализма в России, это нужно понимать.

 

Также искренне недоумеваю, почему, если конкурентный разведчик работает в компании, собственником которой является Иван Иванов, он работает на благо Родины, а если Джон Смит, - то против нее. Мы хорошо знаем, что подавляющая часть хозяев «заводов, газет, пароходов» отечественного происхождения вообще не думают ни о каком благе Родины. Более того, они сами или их семьи и живут-то не на Родине. Поэтому, строго говоря, Карл Маркс был прав: «капитал не знает границ, а у капитализма нет отечества.» Поэтому любые мысли о том, что работая на российском предприятии – ты «за красных», а на зарубежном – «за белых», - это дешевый популизм, пышно расцветший в последние пару лет на обильно финансируемых псевдопатриотических сайтах Рунета.

 

Более того, даже работа на госкомпанию не гарантирует патриотизма. Скажите, какой патриотизм может быть в том, чтобы купить двух футболистов за 120 млн. долларов и отправить эти деньги в благословенные Португалию или Бразилию. Никакого. Поэтому, поскольку мы живем в условиях финансового капитализма, то патриотичной является любая компания, которая в российской юрисдикции платит налоги. Если большие налоги платит «Форд», а никаких налогов не платит «Автоваз», то патриотичным является работать на «Форд», а деятельность на «Автовазе» является злостным вредительством в отношении бюджета и населения России. Поэтому конкурентные разведчики и выбирают наиболее патриотические предприятия и организации, вне зависимости от юрисдикции их собственников.

 

Июнь, 2013 г.