Консалтинг
 
 
 
 
Последнее обновление
11 декабря 2017 г.
RSS RSS-лента

     
 
Разработка бизнес-планов, ТЭО, финансовые модели (расчеты).
Профессионально, адекватные цены. тел. 8-928-902-45-91
Почему разоряются предприятия?

Как бизнес-консультанта много лет проработавшего в коммерческих структурах меня всегда интересовал вопрос о том, почему у некоторых как ростовских, так и российских предпринимателей ещё вчера стоящих у вершин бизнес-олимпа, спустя определенное время дела начинали идти всё хуже и хуже, а в дальнейшем их деятельность и вовсе сворачивалась.

Вот некоторые, но далеко не все причины на которые, по мнению Автора, стоит обратить внимание бизнесменам, которым дорог их бизнес. Автор умышленно не включил в перечень причин форс-мажорные обстоятельства. Конечно же, речь идет не о наводнениях и землетрясениях, однако и о них, "обстоятельствах", забывать не стоит.

Которые собираются его развивать и если не "холить", то обязательно "лелеять".

1 Причина. Инвестиционная политика предприятия

Неоднократно наблюдал следующую ситуацию: предприятие активно и успешно работающее на региональном рынке сумело достаточно заработать (в основном на ликвидной продукции (ГСМ, алкоголь, табак и т.д.)), чтобы задаться вопросом, а по какому пути идти дальше? Как развивать-расширять уже имеющийся бизнес? Как создать новый? И так как специалистов по данным вопросам у нас гораздо меньше, чем скажем… психологов или кандидатов философских наук, то хозяева бизнесов доверялись своей интуиции, которая, достаточно часто их и подводила.

Чаще всего денежные средства инвестировались в неликвидные активы, отдача от которых не только не оправдывала ожиданий, но которые, как черная дыра начинали всасывать все больше и больше материальных ресурсов.

В конечном итоге получалась ситуация, когда инвестиций потрачено в 1,5-3 раза больше чем предполагалось ранее, а отдача была в 2-3 раза меньше суммы, на которую первоначально рассчитывал предприниматель.

В результате данных забав, активы теряли свою инвестиционную привлекательность и становились неликвидными, т.е. НЕПРАДОВАЕМЫМИ. Это в лучшем случае. В худшем, хозяин бизнеса, если вкладывал кредитные или заемные средства начинал лихорадочно искать возможные варианты разрешения данной ситуации.

2. Причина. Изменение ситуации на рынке
2.1. Снижение уровня доходности.

Причины изменений на рынке могут быть самые разные: усиление конкуренции, изменение макроэкономической ситуации в стране/регионе и т.д. Данные изменения могут повлечь за собой снижение потребительского спроса и уменьшения доходности бизнеса. То есть если вы ранее закупали товар по 1 руб. и продавали его по 1,2 руб., то в "изменившейся" ситуации дороже, чем за 1,1 руб. у Вас этот товар никто и не купит.

При этом у предпринимателя уменьшается выручка от реализации и валовая прибыль при тех же издержках, которые к месту будет сказано, неуклонно растут (энергетика, аренда, коммуналка, заработная плата и т.д.).

2.2. Приход на рынок транснациональных или столичных компаний

Закон сохранения, может в высших метриках и не работает, а в нашем четырехмерном пространстве, всем очевидно, что если Вы купили бутылку водовки в универсаме на северном, то в Рамсторе или в любом другом супермаркете на 1 бутыль меньше не станет.

При современной динамике развития бизнеса, продавцов становится всё больше, а количество покупателей остается прежнее и небольшим ростовским фирмам всё труднее конкурировать с супермаркетами. И ничего тут не поделаешь, тенденцию к укрупнению бизнеса не отменишь постановлением правительства.

То же касается и зарубежных компаний. Это, вообще отдельный разговор. Они, почему-то пытаются нас убедить в том, что мы ещё не родились, а они уже там, у себя на родине думали, как о нас позаботиться, чтобы нам было очень хорошо. По всей вероятности корпоративная этика не позволяет им "в открытую" сказать, что… мы вкладываем сюда деньги, чтобы через определенное время вывезти их из России, приумножив в несколько раз.

3. Кадровая политика

Кадры решают всё? Кадры решают если не все, то очень и очень многое. Думаю у многих на слуху такие факты, когда от 2 до 5 человек оптом увольнялись с "насиженного места" оставляя в полном недоумении хозяина бизнеса и организовывали свой, при этом, имея уже наработанную клиентскую базу, которую уводили с собой. Конечно, такие случаи единичны, но достаточно показательны и если на предприятии имеет место "текучка", то это, прежде всего, говорит о том, что "бизнес в опасности". Правда… слышал я про одного руководителя, который заявлял, что "человеческого фактора" не существует. Ну, что тут скажешь, у каждого свое видение ситуации.

4. Утрата доверия со стороны партнеров

Утрата доверия со стороны партнеров - это беда. Представьте ситуацию, когда Ваш многолетний партнер перестает отпускать Вам товар на реализацию, когда банк отказывает Вам в кредите после того, как Вы с большим трудом погасили предыдущий. Товарные запасы тают на глазах, закупить очередную партию товара уже не на что, а кредиторы выстраиваются в очередь. Это ужасно!

Конечно, такая ситуация не возникает без причины. Не для кого не секрет тот факт, что большое количество ростовских торговых предприятий, просто живет "в кредит". И это, особо никого не смущает, а некоторые, отдельно взятые предприниматели, считают, что так должно и быть. Считают… пока не начинаются проблемы с оплатой за ранее поставленным товаром (вернее его неоплатой) и задержкой с погашением очередного кредита. При этом банковские служащие начинают нервничать и причитать: "ай-ай-ай, мы Вам так верили, а Вы….". Да, что там… всякое бывает в этом мире. В конечном итоге предприятие остается без партнеров, товара, денег и особых перспектив в нашем Ростовском бизнес-сообществе. И, пожалуй, единственный выход из этой ситуации - поиск новых партнеров. Партнеров, которые с легкой руки дадут Вам товарный кредит, или, что совсем маловероятно, подкинут деньжат под какой-нибудь бизнес-проект, который никогда не будет воплощен в жизнь. В общем, своего рода "красный бизнес" получается.

5. Учет и контроль денежных средств и товарно-материальных ценностей

И последняя причина, на которой хочется остановиться отдельно - это отсутствие на отдельно взятых предприятиях хоть маломальского учета, как денежных средств, так и товарно-материальных ценностей. В общем, как в известном стишке: "торговали веселились - подсчитали… прослезились".

Некоторые предприятия до сих пор "работают" не зная, сколько у них товара на складе, как они "сработали" в прошлом году, месяце, с прибылью или с убытком. Если есть убытки, то на какую сумму? Как их снизить? Как поднять прибыльность бизнеса? Ну и естественно, кто виноват? Если есть прибыль… то напрашивается праздный вопрос - где деньги? Вопросы, безусловно, банальные, истеричные, но интересные. Особенно последний. А деньги где?

Исходя из вышеназванных причин, иногда способствующих разорению предприятий в пример можно привести ролик одной московской компании некогда обобравшей россиян: "просто надо думать и быть хозяином себе и своим деньгам".

© Аллавердян В.В., 2006